Премия Рунета-2020
Новосибирск
+13°
Boom metrics
РЖД. Люди дела29 сентября 2023 2:00

Игра в шахматы железнодорожными вагонами

Чем занимаются маневровые диспетчеры и почему удерживают в голове каждый шаг
Василий Афанасьев (слева) с братьями и снохой. Фото: Василий АФАНАСЬЕВ

Василий Афанасьев (слева) с братьями и снохой. Фото: Василий АФАНАСЬЕВ

2023 год - юбилейный для «Российских железных дорог». 1 октября компания отпразднует 20-летие с момента преобразования из Министерства путей сообщения России в ОАО «РЖД». В преддверии важного для железнодорожников дня рассказываем о работе маневрового диспетчера и выясняем, почему она схожа с изящной игрой в шахматы.

ИЗ ВЕТЕРИНАРОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ

В школе Василий Афанасьев о железной дороге не задумывался. В старших классах решил идти учиться лечить и спасать животных, поступил в Новосибирский государственный аграрный университет. Но по специальности, ветеринарным врачом, проработал около года: юность его выпала на сложные девяностые годы, когда сельское хозяйство разваливалось, а совхозы закрывались один за другим. Полгода отработал главным ветврачом в Сузунском районе, полгода - в Барабинском. А после теща позвала его в «РЖД». Здесь всегда ценились люди, способные быстро учиться новому.

Начал с помощника составителя поездов, был и дежурным по железнодорожной станции. Одновременно с работой получил второе высшее техническое образование в СГУПСе. Постепенно дорос до маневрового диспетчера станции Барабинск: это узловая железнодорожная станция нашего региона с тремя остановочными платформами.

Василий Афанасьев с братьями. Фото: Василий АФАНАСЬЕВ

Василий Афанасьев с братьями. Фото: Василий АФАНАСЬЕВ

РУЛИТЬ БЫСТРО И КАЧЕСТВЕННО

Маневровый диспетчер, как дирижер, должен виртуозно управлять перемещением вагонов по станции: подавать вагоны под выгрузку и погрузку, формировать и отправлять составы, отцеплять и угонять на текущий ремонт «больные» вагоны - те, у которых обнаружили какие-то неполадки. Под руководством маневрового диспетчера трудятся составители поездов, сигналисты, операторы постов. А еще товарная контора, где оформляют вагоны, принимают погрузку-выгрузку, проверяют грузы.

- Всем этим нужно качественно и быстро рулить: говорить дежурным, кто и куда поедет; следить за доставкой груза, контролировать деповской ремонт, подачу и уборку вагонов в депо; формировать составы и отправлять со станции, пришедшие вагоны расставлять по тупикам, которых очень много. Мы обслуживаем Барабинск, Убинку. Работы очень много, и она очень напряженная. Иногда за 5 минут нужно поменять две команды. А если в составе «больной» отцепочный вагон, его нужно оперативно заменить, чтобы состав ушел вовремя, - поясняет Василий Афанасьев. - А еще бывают сдвоенные контейнерные поезда, где требуется дележка. К примеру, пришел такой поезд к нам на станцию, его голова идет на восток, а хвост - на Клещиху. Тогда мы его по прибытии расцепляем, выставляем на путь, подцепляем локомотив и отправляем.

Маневровый диспетчер, как дирижер, должен виртуозно управлять перемещением вагонов по станции. Фото: Василий АФАНАСЬЕВ

Маневровый диспетчер, как дирижер, должен виртуозно управлять перемещением вагонов по станции. Фото: Василий АФАНАСЬЕВ

О «ПОДКОВАННЫХ» ПОЕЗДАХ

Для того чтобы виртуозно управляться с вагонами, требуются определенный склад ума, сообразительность и быстрота реакции. Наш герой именно такой: как-то начальник станции поднял график отправления вагонов за 3 года. Подсчеты показали, что его смена за все это время ежегодно отправляла на 5 тысяч вагонов больше, чем остальные смены!

Был в практике нашего героя и такой случай: в мороз машинист привел на станцию «подкованный» состав, у которого колеса стучали, как копытца лошадей в подковах. Скорее всего, это произошло из-за очень резкого торможения, вот ободы колеса и сточились. Нужно было поменять аж 12 колес! На станции не оказалось такого запаса, в итоге заменили 8 пар, а без колес оставили вагон-ресторан. Его отцепили и отправили в тупик, чтобы как можно быстрее вывести на пути пассажирский поезд: без ресторанной еды можно и обойтись, гораздо важнее не задерживаться, когда тебя где-то ждут родные, любимые, а может, и важная рабочая командировка.

- Работа маневровым - это фактически игра в шахматы: нужно держать все в голове. Продумать, куда какие вагоны переместить, чтобы они ни с кем не пересекались, чтобы все успеть сделать. Знать, кто куда поедет и что будет делать, чтобы никто друг другу не мешал. Все эти передвижения надо знать, помнить, какой тепловоз что делает. Требуются ежесекундная концентрация и умение все это контролировать. В этом деле, конечно, крайне важно, с каким людьми работаешь, насколько они профессиональны, как относятся к своему делу. Мой коллектив очень хороший. Мы сплоченная команда! - гордится сотрудниками Василий Афанасьев.

На этой старой фотографии практически вся родня Василия Афанасьева. Всего у него шесть братьев и сестра. Фото: Василий АФАНАСЬЕВ

На этой старой фотографии практически вся родня Василия Афанасьева. Всего у него шесть братьев и сестра. Фото: Василий АФАНАСЬЕВ

НЕ СКУЧАТЬ НА ПЕНСИИ

К сожалению, по состоянию здоровья нашему герою пришлось уйти на пенсию. По работе он очень скучает. Говорит, она хоть и нервная, напряженная, но очень уж интересная. Если бы не здоровье, трудился бы на станции до последнего! Но здесь, как и у космонавтов, все очень строго, ведь на железнодорожниках лежит большая ответственность, качество их работы влияет на здоровье и жизни других людей.

Поэтому Василий Афанасьев потихоньку перестраивается на новые рельсы спокойной, неспешной жизни пенсионера. В этом ему помогает семья. С женой Оксаной он дружно живет уже 33 года. Она его очень поддерживает в этот непростой период. Старший сын работает водителем на скорой помощи. А младший учится на последнем курсе в НГУЭУ. Сыновья видятся с родителями нечасто, но тоже стараются настроить отца на позитивный лад.

Сам же Василий Афанасьев вовсю восстанавливается на даче, которая в этом году принесла рекордный урожай. Там и ранетки, и помидоры с огурцами - работы хватает, тут уж не до скуки!